деятельность


деятельность
        ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения,
        Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно наличие целевой детерминации, направленной не просто на преобразование, а на развитие форм культуры. В этом смысле Д. является такой формой активности, которая по самой своей природе способна к неограниченному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основе программ.
        Если для биологически ориентированного поведения характерна целенаправленность, то Д., не исключая ее, предполагает возможность свободного целеполагания, перманентного конструирования новых целей. Для Д. как свободного целеполагания, в отличие от целенаправленного поведения, нет каких-либо непреодолимых ограничений. В этом отношении Д. в принципе не ограничивается только проекцией субъекта на объект, т.е. активность субъекта не связывается лишь с преобразованием объекта в соответствии с его программами, целями и установками. В результате того, что субъект вовлекается в Д., он изменяется, меняется форма его «субъектности». Таким образом, рамки категориальной пары субъект—объект являются слишком узкими для теоретического схватывания феномена Д. Последнее обстоятельство обусловило то, что категория Д. часто конституировалась в качестве базисной при попытках создания универсальной философской методологии.
        Существуют различные классификации форм Д.: духовная и материальная, игровая, учебная, трудовая и нетрудовая и т.д. Выделяют различные типы Д.: исследование, конструирование, проектирование и т.д. Акт Д. представляет собой структуру, состоящую из нескольких элементов: материал преобразования, продукт действия, средство, цель и др.
        Категория Д. является полифункциональной. Во-первых, перечисленные особенности Д. делают понятным ее эвристичность в качестве теоретического ядра гуманитарных наук (наук о человеке). Д. является предметом научного изучения в различных дисциплинах (в социологии, психологии, лингвистике и т.д.). Во-вторых, категория Д. в качестве объяснительного принципа выражает универсальное основание человеческого мира. В такой функции Д. трактуется как онтологическая категория. Предпосылки подобной трактовки можно найти еще в античной философии. В этой связи следует отметить понятие «энергии», введенное Аристотелем. Позднее это понятие получило некоторую разработку в неоплатонизме, но затем оказалось почти забытым в западной философии, перейдя в ведение религиозной антропологии, где использовалось в связи с проблемой обожения. В качестве универсального основания человеческого мира категория Д. окончательно утвердилась, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре лидирующей стала новая, секулярная концепция личности и общества. Социальные изменения стали нормой общественной жизни, Личность стали понимать как рациональную, характеризующуюся многообразными направлениями инициативы и активности. Д. стали трактовать как основание и принцип всей культуры. Большую роль в становлении такого понимания сыграл Кант. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел Фихте, рассматривая субъект Я как чистую самодеятельность, как свободную активность, создающую мир не-Я и ориентирующуюся на этический идеал. Гегель трактует Д. как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной Д. в ее высших формах — рефлексии и самосознания. Такой подход позволил Гегелю построить целостную концепцию Д., в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства). Категория Д. и связанное с ней представление об общественно-исторической практике стали ключевыми в творчестве Маркса.
        Примерно со второй половины 19 в. рассмотрение категории Д. велось по трем различным линиям. С одной стороны, имел место поиск принципиально не-деятельностных образований (воля, ценности, общение и др.), а также феноменов, рамочных для самой Д. (бессознательное, иррациональное, жизненный мир и др.). С другой стороны, категория Д. находит широкое применение в различных дисциплинах. В. Гумбольдт впервые представил язык как Д., сформулировав тезис о том, что не человек овладевает языком, а язык овладевает человеком. Различные теории Д. возникают в социологии (М. Вебер, Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Мангейм, П. Бурдье, Н. Луман). В культурно-исторической теории Л.С. Выготского (и основанной им психологической школе) мышление было рассмотрено как результат овладения практическими действиями и свойственной им логики. Категория Д. является центральной для генетической эпистемологии Ж. Пиаже и когнитивной науки. На основе данной категории возникло несколько педагогических школ (Дж. Дьюи, В.В. Давыдов, мыследеятельностная педагогика и др.).
        С третьей стороны, предпринимались попытки построение общей теории Д. (праксеология Т. Котарбиньского, мыследеятельность Г. П. Щедровицкого, теория «куматоидов» М.А. Розова). Здесь, как и в предыдущем направлении, категория Д. связывалась с системными представлениями. Поиски адекватной формы (или языка) для создания онтологии Д. приводили философов или тех ученых, которые поднимались до уровня философских проблем, к представлению о схемах.
        Разработка категории Д. привела к критике узко понятой активистской установки человека к миру, в частности как проектирования и чисто искусственного построения Д. Этот вопрос связан с пересмотром представлений о субъекте Д., в том числе с переходом от понимания субъекта как субъекта лишь индивидуальной Д. к признанию в качестве первичной формы Д. ее совместного, коллективного выполнения.
        Одним из важнейших положений эпистемологии является принцип, согласно которому предмет исследования всегда дан в форме некоторой Д.
        Ф.М. Морозов
        Лит.: Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека к а к философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974; Иванов В.П. Человеческая деятельность — Познание — Искусство. Киев, 1977; Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980; Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990; Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М, 1995; Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997; Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999; Круглый стол «Деятельность, культура, человек» // Вопросы философии. 2001. № 2, 3; Activity Theory and Social Practice: Cultural-Historical Approaches. Aarhus, 1999.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "деятельность" в других словарях:

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —         специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… …   Философская энциклопедия

  • деятельность — направить • действие деятельность начать • действие, начало деятельность осуществляется • действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана • касательство заниматься коммерческой деятельностью • действие, непрямой объект заниматься… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Деятельность — посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… …   Финансовый словарь

  • деятельность — См …   Словарь синонимов

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • деятельность — Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) …   Справочник технического переводчика

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс …   Большой Энциклопедический словарь

  • Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности . Уже на относительно ранних стадиях …   Психологический словарь

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «деятельность» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.